Сооснователь «Городских проектов» Максим Кац раскритиковал план реконструкции Орла

Известный московский урбанист и общественный деятель, сооснователь фонда «Городские проекты» Максим Кац в своем блоге раскритиковал проект реконструкции улиц Орла,  представленный 11 октября в администрации Орла.

© Евгений Решетнёв / «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца

Комментируя видео дискуссии представителя компании-проектировщика — омского ООО НПО «Мостовик» с участниками публичных слушаний, Кац отмечает: «за последние лет 30 дядя не прочитал ни одной статьи на тему транспорта в городах и не в курсе, что велотранспорт это транспорт на самом деле, а никакое не развлечение».

Ознакомившись с предлагаемым «Мостовиком» проектом, урбанист подготовил ряд вопросов, которые адресовал городской администрации и проектировщикам:

В ходе путешествий по различным городам мира Кац заинтересовался проблемами урбанистики и городского планирования, и в октябре 2011 года прошёл обучение в фирме Яна Гейла, занимающейся городским дизайном. Желая реализовать на практике свои взгляды на развитие города, Максим принял решение заняться политической деятельностью — в качестве старта своей политической карьеры принял участие в выборах депутатов муниципального собрания Щукино. Его избирательная кампания удостоилась внимания многих СМИ и вызвала ажиотаж в социальных сетях.

1.

Зачем вообще нужна 6-ти полосная дорога и все эти расширения дорог в городе? Известно, что расширение дорог приводит к увеличению количества автомобилей в городе и увеличению количества пробок. Ухудшение пешеходной инфраструктуры (которое безусловно произойдёт, если вхреначить 6-ти полосный хайвей в центр города, а пешеходов убрать под землю) приводит к тому, что люди стремятся пересесть в автомобиль. Дешевизна использования автомобильного транспорта (нет ведь платных парковок?) и некомфортность использования общественного подстёгивает эту тенденцию. Зачем же это нужно? Кто выиграет от этого, кроме НПО Мостовик, который возведёт свои мосты и путепровод?

Городские приоритеты с точки зрения Фонда «Городские проекты». © Евгений Решетнёв / «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима КацаГородские приоритеты с точки зрения Фонда «Городские проекты». © Евгений Решетнёв / «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца

2.

Во всех интервью прослеживается мысль: строительство это хорошо для города, главное найти на него денег, нигде не обсуждается зачем это строительство вообще нужно. И магистраль сама, и пешеходные переходы, всё по умолчанию считается добром. Может, стоит отойти от этой мысли и обсудить проект объективно?

3.

Давайте обсудим плюсы и минусы проекта для различных категорий жителей города. Кто выигрывает, а кто проигрывает? Пассажиры общественного транспорта как минимум не выигрывают, потому что трамвай не улучшается, а может быть, будет переложен на менее удобный маршрут. Жители окрестных домов проигрывают, потому что получают под окнами магистрали. Пожилые люди, а также все, кто перемещаются по городу пешком, проигрывают, потому что им нужно будет ходить по лестнице вниз и вверх, чтобы перейти улицу. Выигрывают только те, кто пользуется автомобилем. Жители Орла уверены, что именно таким образом хотят реконструировать улицы своего города?

4.

Во всём проекте ни слова об улучшении пешеходной инфраструктуры (подземные переходы это ухудшение). Ни про тротуары, ни про общественные зоны, ни про виды уличной активности, ничего не сказано про пешеходов. Почему?

5.

Во всём проекте ни слова об улучшении общественного транспорта. В городе прекрасная трамвайная сеть, которую можно реконструировать и получить такую трамвайную сеть, которая на самом деле разгрузит город от автомобильных заторов, потому что станет конкурентноспособной с автомобилем (вы вообще слышали о том, что это конкурирующие вещи? Вопрос к городским властям, понятно). То же самое с троллейбусной сетью, почему бы не поменять контактную сеть и не сделать как в Вологде, чтобы троллейбусы ездили быстро? У вас полный город маршруток, это говорит об очень некачественной вашей работе в управлении муниципальным транспортом, может, займётесь им, а не дорогами?

6.

Подземные пешеходные переходы. Вы собираетесь построить их 30 штук, между тем подземные переходы создают значительное затруднение пожилым людям, людям с детскими колясками и людям с ограниченными возможностями. Таких людей в Москве более 25%, не знаю состав жителей Орла, но думаю, ситуация схожая. Вы создадите этим людям препятствие, которое может привести к тому, что достигнув возраста 65-70 лет они вообще не будут ходить через дорогу. Вы превращаете город в удобный для молодых и сильных за счёт тех, кто старше и слабее. Вы уверены, что хотите именно этого?

7.

У вас очень развитое велосипедное сообщество, город подходит для использования велосипеда как постоянного транспорта, всё больше людей это делают. Как вы могли допустить до конкурса компанию, представитель которой вообще не знает о том, что велосипед это транспорт, а не средство для развлечений? Почему проектом не предусмотрено ничего для улучшения велосипедной инфраструктуры?

8.

Реализация проекта обойдётся, насколько я понял, в 12 миллиардов рублей. На то, чтобы превратить ваши три трамвайные ветки в современный LRT нужно примерно 6 миллиардов рублей. Чтобы реконструировать всю контактную сеть троллейбуса и заменить все машины на новые, современные и с автономным ходом около 3 миллиардов. Ещё 3 миллиарда осталось бы на превращение ваших тротуаров и площадей в лучшие в России тротуары и площади. Не лучше ли направить свои усилия на такие улучшения, а не на добывание 12 миллиардов, чтобы сделать сомнительный проект, от которого в явном выигрыше находится только НПО Мостовик?

Иллюстрация: плакат с выставки «Города для людей». © Евгений Решетнёв / «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца.
Фото: Wikipedia

 

comments powered by HyperComments