Виктор Панков на «Окрошке»: нельзя одну красоту украшать другой — более дешевой

Редакция ОКО-Фото продолжает готовить читателей к старту нового сезона цикла креативных лекций «Окрошка». Сегодня спикер прошедшей лекции Виктор Панков, член Союза дизайнеров России, заведующий отделением «Дизайн» ОХУ, рассказывает о модной сегодня теме развития городской среды, и попытаелся охватить все сопутствующие проблемы широким взглядом художника и дизайнера.

В городской среде архитектура стоит на первом месте. С ней нельзя вольно обращаться, потому что — это единый организм.

Вот, например, театр «Свободное пространство». Это — не какое-то АО или ООО, это — театр, один из очагов культуры. Но его сотрудники почему-то регулярно ставят у подножия колонн рекламные щиты. Перед нами то ли театр «Свободное пространство», то ли меховая ярмарка, то ли жаркие летние скидки.

Фото из коллекции Виктора ПанковаФото из коллекции Виктора Панкова

Ещё один несчастный дом — гостиница «Русь», бывшая «Россия». Иногда на дом вешают «открытку» размером с дом, которая ни с чем не соотносится. «Открытка» сама по себе, а дом сам по себе. Она закрыла балконы — зачем им пропадать зря? Теперь посмотрите как выглядит здание: вверху логотип «Русь», внизу — «Чудо Улей». Этот логотип такого же размера как «Русь», а ведь это всего лишь часть здания. Шрифт логотипа «Русь» не ассоциативный, он не ассоциируется с Древней Русью. Это шрифт газеты областного уровня. Важно, чтобы логотип не портил здание, а стилистически соотносился с ним.

Фото из коллекции Виктора ПанковаФото из коллекции Виктора Панкова

Так выглядит гостиница «Россия» на старом фото. Есть только два пути гармонизации объекта в этом случае — гармония ньюанса и гармония контраста. До переименования гостиница выглядела скромненько, но стильно.

Фото из коллекции Виктора ПанковаФото из коллекции Виктора Панкова

Из-за «cерого» дома торчит непонятный объект — в этом случае «подпустили» дизайна. Жуткая верхняя часть — это иллюстрация к пословице «Благими намерениями...» Самодеятельность в архитектуре, как и в стоматологии, — недопустима.

Фото из коллекции Виктора ПанковаФото из коллекции Виктора Панкова

Памятник Ермолову: внизу — броневик, а на нём — конь с полководцем.

Фото из коллекции Виктора ПанковаФото из коллекции Виктора Панкова

Я люблю всё, что красиво, интересно, уместно, занятно. Если окружающая среда без граффити безлика, скучна и уныла — то почему бы и нет? Но чиновники, в подавляющем большинстве, относятся к граффити как к безоговорочному злу. Они просто не видят в нём творческую составляющую. Граффити проявляется там, где архитектура и окружающая среда максимально серы и убоги.

Фото из коллекции Виктора ПанковаФото из коллекции Виктора Панкова

Представляете: стены без всего — тюрьма. А тут стены весёлые, какой-то месседж посылают. Всё превращено в концептуальный узел.

Фото из коллекции Виктора ПанковаФото из коллекции Виктора Панкова

Комиксовый орёл со смешными пропорциями. Граффити людей, не обучавшихся изобразительному искусству, но с каким-то импульсом таланта, иногда бывают более художественно значимы, чем работы так называемых профессионалов, которые за них ещё и деньги берут. Бездарная реклама — хуже, чем весёлые и стильные граффити.

Фото из коллекции Виктора ПанковаФото из коллекции Виктора Панкова

Посмотрите, чем прикрывались инициаторы засорения нашего некогда прекрасного города всякими слониками, мишками, орлами, скрипками, бабочками. Именно так выглядит настоящее топиарное искусство. Вот его определение из «Справочника архитектора»: «... фигурная стрижка кустарников и деревьев в барочном саду». Ни одного слова нельзя выкинуть — всё важно. Только это можно считать искусством, талантливым облагораживанием среды, кто бы там не выдавал нам мятые фантики за топиар. Почему не сделать такую клумбу в горсаду? Почему нужно ставить обязательно слона? Разве слон близок городу, в котором родился Тургенев?

Фото из коллекции Виктора ПанковаФото из коллекции Виктора Панкова

Кустарники стоят на лужайке. Со всех сторон их окружает трава. Лично мне больше нравится английский стиль работы с зеленью. Дело в том, что французы придумали так стричь деревья под хворост, под шар и т.п. Это их национальная особенность. Такие формы прекрасно сочетаются с архитектурой и выглядят как единое целое. Если сделать скульптуры из другого материала, то они будут смотреться нелепо. А зелень всё прощает.

Перед вами — кот. Никакого натурализма нет. Никто не вставляет ему бело-чёрненькие шерстяные глазки и не приделывает когти из проволоки.

Фото из коллекции Виктора ПанковаФото из коллекции Виктора Панкова

Это — слон, но уже не слон; дерево,но уже не дерево. Тот самый случай,когда природу дерева никто и не думает скрывать.

Фото из коллекции Виктора ПанковаФото из коллекции Виктора Панкова

Сравните его с орловским слоном, который входит в землю хоботом-проволокой. Всё равно — это скульптура. Такой вот наш «барочный» Парк культуры и отдыха.

Фото из коллекции Виктора ПанковаФото из коллекции Виктора Панкова

Если наши «арт-чиновники» хотят так самовыражаться, то пусть сделают отдельный парк (к примеру, переделают Детский) и водят туда детей. Но пусть не загораживают кра сивейшие здания города какими-то корзинами. Нельзя одну красоту украшать другой — более дешевой.

Фото из коллекции Виктора ПанковаФото из коллекции Виктора Панкова

 

 

comments powered by HyperComments